Роксана или Македонский
Я ищу путь в иные миры...
Со многими выводами в рецензии я согласна, достаточно точно и ёмко.

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"


Wikers Weekly - Выпуск: N 26

Произведение «Герой нашего времени» сильно выделяется в творческом наследии Михаила Юрьевича Лермонтова. Автору было всего 25, когда он написал эту книгу и сразу же получил полное признание публики и весьма противоречивую критику. Необычность романа не только в том, что это проза, написанная поэтом, но и в совершенно особом построении, а главное — в до сих пор неразгаданной личности главного героя Григория Печорина. Он положительный или отрицательный? Автор симпатизирует ему или осуждает? Назвав его героем, Лермонтов иронизирует или действительно так думает? Миллионы читателей, прочитавших за прошедшие 170 лет эту книгу, тоже навсегда оказались по разные стороны баррикад: одни за Печорина, другие — против.

Чтобы слегка обмануть современного школьника и заставить его взяться за роман, нужно привлечь его внимание к тому, что «Герой нашего времени» - это произведение со всеми обязательными для приключенческого романа чертами. Печорин действует не в московских или петербургских салонах, а на Кавказе, в местах, полных романтики и риска. На протяжении всего произведения юный читатель столкнется с контрабандистами (Тамань), дуэлями (Княжна Мэри), убийствами (Фаталист) и опасностями (Бэла). Однако, обольщаться не будем. Не может русский писатель сделаться Александром Дюма или Фенимором Купером, не тот менталитет, не та душа. Поэтому, сказав подростку о приключенческой фабуле романа, мы его просто слегка «заведем», памятуя о том, что прочитать и понять эту книгу не так уж просто.

Посмотрим на построение романа. Сначала рассказчик встречает Максим Максимовича и узнает о существовании Григория Александровича Печорина, а также о случившейся с его участием вполне детективной истории похищения чеченки Бэлы. Затем мы переходим к журналу Печорина, то есть к книге внутри книги, в которой от лица главного героя излагаются другие эпизоды его кавказской жизни: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист. И в конце концов, журнал приводит нас к началу — к Бэле.

Этот журнал понадобился Лермонтову, чтобы показать, как же видят Печорина окружающие и как он видит себя сам.

Женщины легко влюбляются в него, но он играет их чувствами скуки ради, он дерется на дуэли с мужчинами, из чисто спортивного интереса встревает в сомнительные дела контрабандистов. Его поведение часто можно назвать безнравственным, аморальным. Так почему же название романа не взято в кавычки? Потому же, почему не берется в кавычки слово герой-любовник. Печорин обладал обаянием героического мужчины, тем самым неуловимым запахом «мужественности», который всегда распознают женщины. Его нельзя сравнить ни с Онегиным, скучающим барином, ни с Чацким, странноватым бунтарем. Перед нами офицер, дерзкий, смелый, вокруг которого всегда красивые женщины, лошади, пистолеты. Часто говорят, что Печорин скорее герой на все времена, чем герой нашего времени, подразумевая прежде всего эту его мужественность, незаурядность, романтическую безрасудность, желание играть. Правда, часто Лермонтов показывает нам, что его герой не играет, а заигрывается. Пример тому дуэль с Грушницким, неравным соперником, мелким и ничтожным, или история из «Фаталиста» с русской рулеткой офицера Вулича. Пожалуй, именно поэтический талант Лермонтова позволил ему написать такую многомерную прозу. Когда-то литературный критик Иннокентий Анненков в своей статье о поэзии сказал, что поэт способен своими образами зафиксировать те беглые, неуловимые, смутные ощущения, которые мы, обычные люди, переживаем. «Мы даем ему [поэту] уголь, а он отдает нам алмаз»,- написал критик. То же можно сказать и о прозе Лермонтова. Эта авторская находка — журнал Печорина — мало похожа на обычный личный дневник, состоящий из коротких записей о событиях. Скорее это фиксация сложных и противоречивых чувств и переживаний. Запутанный клубок различных эмоций, характерный для большинства людей, Лермонтов пером Печорина пытается разложить, проанализировать и объяснить. Благодаря этому, в романе предстает герой — сложный человек, не белый, не черный, но разный. Именно поэтому роман остается жемчужиной русской литературы, носит гордое название «классического», а споры вокруг личности главного героя еще раз подтверждают его вневременной характер.

Петр Вайль написал о «Герое нашего времени», что он остается «...одним из шедевров русской классики, где почти бульварная увлекательность не мешает исследованию философских концепций».

автор статьи - Евгения Александрова


@темы: книги, статья в тему